Перспективы реформы рынка электроэнергии в Украине - Статьи :: Международный Электротехнический Журнал Электрик
Рубрика

Производство и ресурсы

573
Перспективы реформы рынка электроэнергии в Украине

В Международном научном центре имени Вудро Вильсона (г. Вашингтон, США) было презентовано исследование Украинского института будущего «Реформы рынка электроэнергии в Украине: вызовы и возможности»

В этом исследовании были рассмотрены два варианта реформ в секторе электроэнергетики:

- успешный;

- неудачный.

В принятых законодательных актах Украины предполагается, что рынок электроэнергии в Украине заработает со второго полугодия 2019 г. До этой даты должны быть:

-завершено отделение распределительных компаний от поставщиков электроэнергии;

- созданы отдельные сегменты рынка (организованного и неорганизованного) с ценообразованием на базе конкуренции

- введено стимулирующее тарифообразование для операторов системы передачи и распределения

По состоянию на зиму 2019 г. из всего этого реально сделано только разделение распределительных компаний от поставщиков электроэнергии. При наличии политической воли можно было бы стимулирующее тарифообразование ввести уже с 1 января 2019 г., но таковой воли нет, и введение таких тарифов можно ждать только после выборов, причем не после президентских, а после парламентских осенью 2019 г.

В вышеупомянутом исследовании утверждается, что нынешняя модель украинского рынка электроэнергии рынка является угрозой для экономического развития. Эти проблемы хорошо известны и в документе они перечисляются ещё раз:

- сложность вхождения на рынок;

- перекрестное субсидирование;

- низкая конкуренция между производителями;

- нерыночный подход к ценообразованию и инвестициям;

- непредсказуемость денежных потоков и низкая платежная дисциплина;

- высокий износ фондов;

- зарегулированность и отсутствие прозрачности.

В Украинском институте будущего подсчитали, что нынешняя модель рынка электроэнергии обходится Украине потерей 12.22 млрд. USDбюджетных денег ежегодно. В том числе: теряется 1.66 млрд. USDбюджетных поступлений, 3.66 млрд. USDинвестиций и 7.4 млрд. USDВВП.

 

Влияние на макроэкономическую ситуацию в Украине

В исследовании Украинского института будущего говорится, что реформирование рынка электроэнергии положительно повлияет на макроэкономическую ситуацию в Украине. Утверждается, что в результате удачного реформирования рынка за период 2019-2030 гг. будет создан дополнительный ВВП на сумму 72.1 млрд. USD, население дополнительно получит 17.7 млрд. USDдоходов, а госбюджет Украины дополнительно получит 12.1 млрд. USDналогов.

Реформирование рынка приведет к тому, что генерирующие компании смогут в 2019-2030 гг. инвестировать 29.8 млрд. USDв развитие электроэнергетики, что в 11.5 раз больше, чем без проведения реформы. Такие инвестиции позволят профинансировать в полном объеме ввод новых энергоблоков и предотвратить дефицит мощностей генерации, который без проведения реформы может возникнуть после 2029 г.

Отсутствие реформы приведет к увеличению рисков несвоевременных расчетов с производителями за электроэнергию и сохранит влияние государственного регулятора на ценообразование.

 

Что даст реформа распределительным компаниям?

Переход на стимулирующее тарифообразование позволит операторам системы передачи и распределения аккумулировать 7.5 млрд. евро инвестиционного ресурса, что почти в 2 раза больше, чем без проведения реформы.

Увеличение объемов инвестирования в развитие распределительных сетей передачи электроэнергии ожидается снижение потерь в сетях распределения – с 8.6% в 2017 г. до 7.2% в 2030 г., а в сетях передачи – с 2.6% до 2.1%.

При не проведении реформы для распределительных компаний сохраняются риски ухудшения состояния сетей и рост частоты отключений энергоснабжения потребителей.

Если в результате проведения реформ энергосистему Украины удастся присоединить к сети ENTSO-Е, то экспорт электроэнергии вырастет почти в пять раз – с 5.6 млрд. кВт•ч в 2017 г. до 25.0 млрд. кВт•ч в 2030 г. Как следствие, страна получит дополнительно 6.7 млрд. USDэкспортной выручки за период 2019-2030 гг. А вот не подключение к сети ENTSO-Е приведет к тому, что сохранится зависимость от импорта электроэнергии из РФ и Беларуси во время кризисных периодов в электроэнергетике.

Надо отметить, что исследование позволяет сделать вывод, что проведение реформы не так уж существенно скажется на ряде ключевых показателей. Так в документе указано, что отсутствие реформирования рынка приведет к большей нагрузке на ТЭС, но приведенные в исследовании цифры говорят и о том, что нагрузка существенно вырастет в любом случае, а реформа поможет уменьшить ёе лишь немного. В документе указано, что если в 2017 г. коэффициент использования мощностей ТЭС составил 20.9%, то к 2030 г. (если реформы не будет) он вырастет до 37.6%, а в случае успеха реформы – до 36.5%, т.е. всего лишь на 1.1% меньше.

При этом авторы доклада утверждают, что провал реформы усилитнегативное влияние на окружающую среду, которое в условиях недостаточности средств на программы экологической модернизации нельзя будет минимизировать. Но вряд ли один процент разницы в использовании «грязных» ТЭС действительно на что-то серьезно повлияет в плане экологии.

 

Реформа и оптовая цена на электроэнергию

Также реформа якобы несколько снизит оптовую цену на электроэнергию в среднесрочной перспективе. В начале-середине 2020-х годов эта разница будет заметной, но к 2030 г. она практически нивелируется. В таблице приведены средние прогнозируемые оптовые цены на электроэнергию на рынках Украины и соседних стран ЕС в 2020-2030 гг. (евро/МВт•ч)

Как видно из таблицы, в 2020 г. в Украине будет самая высокая цена на электроэнергию, по сравнению с соседними странами. Но к 2030 г., независимо от успеха или неуспеха реформы, она станет почти одинаковой и ниже, чем в соседних странах ЕС.

Этого предполагается добиться не за счёт понижения цен на электроэнергию на Украине, а за счёт её подорожания в странах ЕС. Причём в Польше подорожание электроэнергии будет более чем в 2 раза. При любом сценарии, по сравнению с 2020 г., к 2030 г. оптовая электроэнергия в Украине подорожает более чем на 25%.

 

Влияние реформы на объем генерирующих мощностей

Проведение реформы будет способствовать притоку инвестиций, это лишь ненамного увеличит генерирующие мощности из-за вывода из эксплуатации ряда блоков АЭС. Но в Украинском институте будущего считают, что даже небольшое увеличение будет достаточным для того, чтобы предотвратить нехватку генерирующих мощностей. Без реформы, как утверждается в представленном исследовании, Украина к 2030 г. может превратиться в импортера электроэнергии.

 

Реформа и цены для конечного потребителя

По расчётам Украинского института будущего введение рыночного ценообразования и введение стимулирующего тарифообразования приведет в течение первых двух лет к более быстрому росту тарифов для конечных потребителей, нежели без проведения реформы.

Для населения, по подсчётам института, тарифы в 2019 г. вырастут на 28 % (с 1.40 грн. за кВт•ч в 2018 г. до 1.78 грн. за кВт•ч в 2019 г.), а в 2020 г. – еще на 84 %.

Т.е. за два года тарифы для населения увеличатся более чем в 2 раза.

Для промышленных потребителей тарифы вырастут в 2019 г. на 45 % (с 1.80 грн. за 1 кВт•ч до 2.60 грн. за 1 кВт•ч) с возможным снижением их на 5 % в 2020 г. При этом, снижению тарифов для промышленных потребителей будет способствовать отмена дотационных сертификатов.

В исследовании Украинского института будущего утверждается, что после 2030 г. темпы роста тарифов, при условии проведения реформы, не будут превышать аналогичный показатель без реформы.

В итоге, так называемая реформа будет означать просто двухкратное повышение тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей и незначительное снижение тарифов на электроэнергию для коммерческого сектора. Однако, как уже отмечалось, стимулирующее тарифообразование будет введено нескоро, поэтому темпы роста цены на электроэнергию, скорее всего, будут ниже, чем прогнозируется.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
comments powered by Disqus