Транспорт – электромобили, или CNG и LNG топливо? - Статьи :: Международный Электротехнический Журнал Электрик
Рубрика

Производство и ресурсы

676
Транспорт – электромобили, или CNG и LNG топливо?

Решения, принятые на климатической конференции в Париже в конце 2015 г., стимулируют огромные инвестиции в альтернативную энергетику. Однако, даже увеличение объема возобновляемой энергетики до 30%, в общем производстве электроэнергии, например, в США или Германия, все равно не дает решения проблемы резкого уменьшения выбросов парниковых газов.

Мировой транспорт более чем на 99% зависит от углеводородных топлив, и именно выбросы транспортных средств, к которым добавляются выбросы ТЭС, работающих на угле и мазуте, определяют основную массу парниковых газов вырабатываемых человечеством. Однако уже существуют технологические решения, которые в предстоящие 20-30 лет помогут многое изменить к лучшему.

Окончательное наступление эры электромобилей?

В марте компания Tesla Motors, один из мировых лидеров в производстве электромобилей, объявила о предварительной продаже с предоплатой за год 100 тыс. автомобилей «Tesla Model 3». И хотя цена нового автомобиля снизилась со 115 тыс. USD до 35 тыс. USD, такой автомобиль, по-прежнему, слишком дорогое транспортное средство для подавляющего большинства автомобилистов во всём мире. Владелец Tesla Motors Motors Илон Маск объявил, что хочет получить предоплату в размере 3,5 млрд. USD в разгар экономического кризиса. При этом людям, внесшим предоплату, предлагается ждать более года до получения своего автомобиля. И это притом, что в автосалонах всего мира, за гораздо меньшие суммы денег, покупателей ожидают миллионы первоклассных экономичных, экологически весьма чистых гибридных автомобилей.

Конечно, владелец Tesla Motors Илон Маск является выдающимся маркетологом, и прекрасно понимает, что подобная, широко объявленная предпродажа автомобилей — это не просто операция по привлечению финансовых ресурсов. Ведь привлечь финансовые ресурсы И. Маску, с его оглушительными рекламными компаниями, куда проще, чем любому проекту в области возобновляемой энергетики в какой-либо из развивающихся стран. Но для И. Маска, в данном случае важно не только привлечь деньги, но и преодолеть психологический барьер громко заявив на весь мир: «Эра электромобилей уже наступила». Попробуем разобраться, а так ли это.

Разные подходы к электротранспорту и «зеленым» технологиям

Как правило, в современном мире технологические инновации не приходят с такими громогласными и успешными в проведении PR акций компаниями, как Tesla Motors, инновации исходят от других компаний работающих без чрезмерно шума о своих успехах.

В современном мире сложилось так, что большая часть технологических «зеленых» инициатив исходит от западных корпораций. В погоне за прибылями они придумывают неэффективные, но «зеленые» технические решения, а потом под них получают огромные средства из госбюджета в виде «зеленого тарифа» или иных преференций, хотя толка, от всех этих ВЭС и СЭС, мало.

Большинство стран Латинской Америки, Африки и Азии скептически относятся к западным победным реляциям в области «зеленых» технологий. Правда, иногда, они все же на свой лад копируют западные тренды.

Пример того, как это происходит – это история с рекордным ростом продаж электромобилей в КНР в 2015 г. Этот рост подозрительным образом совпал со значительным ростом продаж электромобилей в США. Однако, в феврале 2016 г., агентство Bloomberg разоблачило эту фиктивную статистику из КНР, указав, что показатели продажи в 397 тыс. электромобилей в КНР завышены минимум втрое.

Дело в том, что номерные знаки в КНР продаются на специальных аукционах, где их цена может достигать 13 тыс. USD. Поэтому многие десятки тысяч китайских автомобилистов решили использовать экологические усилия правительства КНР (для электромобиля номерные знаки выдаются бесплатно) чтобы сэкономить. Подтасовки возникли также из-за льгот и субсидий, которые в стране предоставляют владельцам электромобилей. Причём занимались подтасовками, как рядовые автомобилисты, так и чиновники самого разного ранга. Разумеется, в КНР продавали не дорогущие изделия компании Tesla Motors, а небольшие электромобили местного производства.

Тем не менее, развитие электротранспорта в КНР идет куда более высокими темпами, чем в странах Запада. Кроме того, в КНР развиваются и другие типы экологически более чистого транспорта – это автомобили, работающие на сжатом (CNG) и сжиженном (LNG) природном газе. Автомобили, работающие на сжатом газе, давно и активно используются во многих странах СНГ, а вот компактные установки, способные работать на сжиженном природном газе пришли к нам из США. Надо отметить, что в настоящее время, их распространение идет гораздо более быстрыми темпами, чем распространение электромобилей.

Использование природного газа на транспорте

Следует подчеркнуть, что и в Еврокомиссии, и в США, и в целом ряде развивающихся стран, включая Индию и РФ, природный газ, несмотря на свое углеводородное происхождение, считается экологически чистым топливом, рекомендуемым к применению. Такого же мнения придерживаются и представители нефте- и газодобывающих компаний. Так глава BritishPetroleum Боб Дадли, считает, что более широкое использование природного газа для производства электроэнергии на автотранспорте – это одно из стратегических направлений развития мировой чистой энергетики в первой половине XXI века.

Аналогичную точку зрения высказывает и Майка Галлахер, руководитель американской компании Agility. Он считает, что с тех пор, как США в 2008 г. вышли на первое место в мире по добыче природного газа, в стране получили активное распространение технологии двигателей, работающих на сжатом и сжиженном природном газе. По словам М. Галахера, в пользу этих двигателей говорит не только экологическая чистота, но и экономическая целесообразность использования газового топлива. В частности, переоборудование грузового автомобиля с дизельным двигателем для работы на газе, обходится менее чем в 1% от его стоимости, т.е. такое переоборудование экономически оправдано даже при всего лишь 10% разнице в стоимости дизельного топлива и LNG. В данный момент разница в их цене гораздо больше.

Важно, что, работая с газовым топливом, двигатель потребляет его на 10-15% меньше, чем дизельного топлива. Поэтому интенсивное развитие сети газовых заправок в США началось ещё с 2007 г. В настоящее время, в США 907 заправок предоставляют возможность заправиться сжатым природным газом и 75 АЗС дают возможность заправиться LNG. Для сравнения, в КНР в 2015 г было более 3 тыс. заправок CNG. По мнению М. Галахера, к 2040 г. до 40% грузового автотранспорта в США будут использовать природный газ и, поэтому, сеть газовых заправок надо расширять.

Широкое распространение автомобилей работающих на газе в КНР объясняют чисто экономическими соображениями. Дело в том, что для использования экономически эффективного и экологически чистого транспорта с использованием технологий natural gas vehicles (NGV) требуется в десятки раз меньше средств, чем для перехода на повсеместное использование электромобилей.

Ежегодно в КНР переоснащают, для возможности использовать газовое топливо, более 100 тыс. автомобилей. При этом общее количество транспортных средств в Китае использующих газовое топливо превысило 1,5 млн., в том числе – 1 млн. легковых автомобилей. Всего же в КНР планируют довести количество автомобилей работающих на газе до 20 млн. шт.

Кроме того, для оздоровления экологической обстановки в дельте реки Хуанхэ китайское правительство планирует использовать суда работающие не на бункеровочном топливе, а на LNG. Для этого в КНР разработан 5 летний план, по которому суда использующие LNG как экологически чистое топливо станут одним из важных элементов программы, которая до 2020 г. должна решить экологические проблемы этого региона. Надо отметить, что подобные инициативы по переоборудованию судов выдвигаются также и в ЕС.

В других странах Азии также уделяют особое внимание использованию природного газа в качестве топлива. Так ещё с 2008 г., крупнейший в мире автопроизводитель, компания Тойота, начала выпускать новые модели автомобилей, изначально предназначенные для работы с CNG топливом. Дело в том, что доработанные для использования CNG дизельные автомобили выбрасывают парниковых газов, в частности СО2, на 15% меньше, чем при работе с дизельным топливом. А это большой вклад в сохранение окружающей среды.

Национальная малазийская нефтегазовая компания Petronas также работает над осуществлением госпрограммы по расширению использования природного газа на транспорте. Для этого она построила более 140 газовых заправок.

В бывшей столице Казахстана и крупнейшем городе Средней Азии Алма-Ате (население более 3 млн. человек) еще в 1980-х проводились работы по переводу автобусного парка на работу на природном газе. Однако в 1990-е эти работы были прерваны и возобновлены только в 2012 г., когда за дело взялись специалисты из компании British Gas (BG), которая в конце 2015 г. была куплена корпорацией Royal Dutch Shell.

Проблема с выхлопными газами автотранспорта в Алма-Ате обостряется тем, что этот город расположен в горной местности и в его низинах буквально целые микрорайоны задыхаются от выхлопных газов автотранспорта. Поэтому, несмотря на большие запасы нефти и большие объемы её добычи Казахстан, из-за отсутствия современных нефтеперегонных заводов, вынужден импортировать большие объемы качественного бензина. В настоящее время по городу уже ездят десятки автобусов работающих на природном газе, что значительно оздоровило экологическую ситуацию.

В РФ идеи западных компаний по расширению использования природного газа на транспорте нашли широкую поддержку – ряд российских компаний развивает сети своих газовых заправок. Они также субсидируют переоборудование дизельных автомобилей для использования природного газа. В ноябре 2016 г. в г. Санкт-Петербург пройдет традиционный, уже 15, газовый биеннале, посвященный 30-летию глобальной инициативы по внедрению на транспорте работающих на газе двигателей.

Широко распространено использование природного газа на транспорте и на Украине. Так только в г. Киеве, в середине 2015 г., работало более 300 газовых заправок. Однако руководство города и мэр города В. Кличко посчитали, что часть из них работает незаконно, и их надо ликвидировать административными методами. В настоящее время в Киеве осталось около 150 газовых заправок. Повышенный интерес к использованию газа на Украине объясняется отнюдь не экологическими соображениями. Дело в том, что, при примерно одинаковом расходе на 100 км пробега автомобиля, цена дизельного топлива в 2,5 раза выше, чем газа, а бензин более чем в 3 раза дороже газа.

В странах ЕС существует разветвленная сеть газовых заправок – более 3 тыс. заправок CNG, и более 140 заправок LNG. В настоящее время, для судов, которые могут использовать газовое топливо, в портах Зеебрюгге и Антверпене в Северо-Западной Европе бельгийская компания Fluxys в партнерстве с российским «Газпромом» строит ряд LNG заправок.

Предполагается строить такие заправки и во французских портах. Характерно, что во Франции действует запрет на использование на транспорте сжиженного углеводородного газа (LPG), и, соответственно, заправок для такого газа. Тем не менее, в стране активно расширяется использование более безопасного, дешевого и экологичного, чем бензин и дизельное топливо, сжатого и сжиженного природного газа.

Ситуация на Украине

Надо отметить, что в 2015 г. рост потребление CNG в этой стране, который непрерывно наблюдался с 1980-х годов, прекратился. Тем не менее, за последние 2 года на Украине наблюдается резкий рост использования пропан-бутановых (LPG) установок, а само потребление LPG в 2015 г. превысило 1 млн. тонн.

В СССР Украина была лидером по использованию газа на транспорте, но сегодня этот сектор переживает стагнацию. Это вызвано рядом факторов:

- отсутствие государственной и корпоративной поддержки расширению использования газового топлива на транспорте, в отличие от Казахстана и РФ;

- отсутствие большого количества автомобилей с дизельными двигателями, как это имеет место в странах ЕС.

Если 5 лет назад Украина опережала ту же Россию по число газовых заправок – на Украине их было 290, а в РФ только 250, но сейчас ситуация коренным образом изменилась. На Украине по разным причинам, в том числе и по уже указанным ранее причине административного давления, число газовых заправок сократилось,  а в РФ, за это время, выросло. Это связано с тем, что, в настоящее время, в РФ реализуется ряд государственных и корпоративных программ для расширения использования природного газа на транспорте

Негативным фактором для расширения использования природного газа на транспорте стало также сокращение добычи природного газа на Украине в 2014-2015 г. После киевских событий зимы 2013-2014 гг., экономика Украины покатилась под откос. Украинская валюта гривна обесценилась более чем в 3 раза, значительно упали объемы производства, как в промышленности, так и во всех остальных отраслях экономики страны. Украина утратила статус транзитной страны.

К тому же правительство А. Яценюка, под разговоры о необходимости добиться энергонезависимости Украины, значительно увеличило рентные платежи для газодобывающих компаний, что привело к уменьшению добычи газа в стране. Всё это вместе взятое буквально застопорило рост использования природного газа на украинском транспорте.

Только, после состоявшейся в марте 2016 г. 7-й конференции Института Адама Смита «Украинский энергетический форум», в украинское законодательство были внесены изменения уменьшившее налоговую нагрузку на газодобывающие компании. Предполагается, что это увеличит добычу газа на Украине и создаст предпосылки для оживления использования природного газа на транспорте, а это ключевая тенденция во всемирной борьбе с уменьшением выбросов парниковых газов.

Print

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
comments powered by Disqus