Подержанный электромобиль – покупать или не покупать - Статьи :: Международный Электротехнический Журнал Электрик
Рубрика

Производство и ресурсы

479
Подержанный электромобиль – покупать или не покупать

Во всём мире электромобили стали модным видом транспорта. Не исключением является и Украина. С 2012 г. по 2016 г. количество электромобилей на дорогах Украины выросло в 4 раза.

Интересен следующий факт – если во всем мире ежегодный прирост числа электромобилей составляет примерно 2 раза, то на Украине – 3-4 раза.

Но возникает вопрос; «Что ждет владельца подержанного электромобиля на Украине?». Почему поддержанного? Дело в том, что компании производители электромобилей официально новые электромобили на Украину, как и в ряд других стран СНГ не поставляют. Более того, новый электромобиль – очень дорогая игрушка (стоит в 3-5 раз дороже аналогичного по характеристикам автомобиля с ДВС).

Поэтому интересно узнать, насколько комфортно для владельца электромобиля его обслуживать, заправлять, и во что это обходится.

 

Экономический аспект

В 2016 г. на Украине было официально зарегистрировано 2670 электромобилей. Сколько их катается с литовскими и прочими европейскими номерами без регистрации в полиции точно неизвестно.

Но официально за первые 5 месяцев 2017 г. число электромобилей на Украине выросло ещё на 840 шт. Таким образом, количество этих экологически чистых транспортных средств на Украине превысило 3500 шт.

Самым популярным электромобилем в мире, и на Украине, является Nissan Leaf. В 2017 г. компания обновила эту модель (рис.1). На Украине таких авто, в различных модификациях, зарегистрировано более 60% от общего числа электромобилей. Дело в том, что это самый дешевый электромобиль. Цена на эту модель с пробегом, привезенную из США и в минимальной комплектации, колеблется от 10 до 20 тыс. USD. За эти деньги можно купить подержанный автомобиль с ДВС европейского производства классом выше.

Второе место по популярности в мире занимают электромобили от компании Fordмодели FordFocus Electric(рис.2).Замыкают тройку лидеров весьма дорогие изделия компании Tesla – даже подержанные они стоят не менее 50 тыс. USD. Недаром эта компания является убыточной и финансируется за счёт других проектов И. Маска.

Некоторые эксперты отмечают, что стоимость подержанного электромобиля Nissan Leaf на 2-3 тыс. USD больше, чем у аналогичного поддержанного бензинового автомобиля такого же класса. Эти деньги владелец электромобиля сэкономит за 2-3 года (при ежегодном пробеге 15-20 тыс. км). После этого владелец электромобиля будет якобы экономить примерно 100…300 долл. в месяц, в зависимости от пробега автомобиля и стиля езды.

Если ежедневный пробег электромобиля составляет около 50 км, то деньги, переплаченные при покупке электромобиля (по сравнению с бензиновым автомобилем), его владелец сэкономит за 3-4 лет.

 

Аккумуляторная батарея

Это основной элемент электромобиля. При эксплуатации зимой более 30% её емкости расходуется на обогрев салона. Производители утверждают, что литиевая АКБ электромобиля теряет всего лишь 15% своей емкости после 5 лет эксплуатации, и при длительном отсутствии эксплуатации (автомобиль неподвижно стоит на стоянке) АКБ, в отличие от АКБ других типов, не теряет емкость. Поэтому гарантия на новую АКБ для электромобиля составляет 5 лет или 100 тыс. км пробега.

В то же время после 100 тыс. км пробега электромобиля от 10 до 15% всех ячеек АКБ требуют замены. Конечно, лучше заменить всю АКБ целиком, но это обойдется как минимум в 5…6 тыс.USD (это без учёта доставки из Европы и уплаты таможенных и прочих сборов). Поэтому при ремонте будет экономичней заменить только вышедший из строя элементы АКБ, что обойдется в 100 USD за элемент. В связи с этим, лучше приобретать электромобиль с модульной конструкцией батареи.

 

Где ремонтировать и обслуживать

Это основная проблема для владельцев электромобилей. На Украине отсутствуют СТО сертифицированные для обслуживания электромобилей. Нет также официальной поставки запчастей. Поэтому запчасти можно приобрести только у «серых» дилеров, или на разборках автомобилей.

Как уже указывалось выше, самый популярный электромобиль на Украине – это Nissan Leaf, который официально в страну не ввозится, и на официальных СТО его ремонтировать не хотят.

В итоге владельцы электромобилей вынуждены ремонтировать его у «гаражных мастеров». Они могут или покупать б/у детали на разборках, либо заказывать их за рубежом через посредников.

Ситуация несколько облегчается тем, что ряд запчастей для: рулевого правления, тормозной системы, подвески можно брать от автомобилей Nissan c ДВС имеющих ту же платформу, т.е. от моделей NissanMicra и NissanJuke. Иногда такие детали требуют подгонки, иногда их можно установить без всяких проблем.

 

Зима – это проблема

Большой минус электромобилей в том, что это сугубо городской вид транспорта. Так у Nissan Leaf при полностью заряженной аккумуляторной батарее и экономичном стиле вождения запас хода, по утверждению производителя, не превышает 150 км, реально – 100…120 км, в зависимости от рельефа местности и стиля вождения.

Казалось бы, что этого вполне достаточно, если учесть что в г. Киеве средне суточный пробег легкового автомобиля не превышает 70…80 км, и авто всегда можно вовремя зарядить. Однако осенью и особенно зимой приходится включать обогрев и вентилятор. В итоге запас хода снижается почти вдвое. Причём чем сильнее мороз – тем меньше будет запас хода у электромобиля, что особенно заметно, когда температура упала ниже минус 10°С.

Ситуация настолько скверная, что в экологически чистые автомобили стали массово устанавливать автомобильные дизельные автономные обогреватели. Такой подход «убивает» саму идею о том, что электромобиль – это экологически чистый вид транспорта. Так наиболее популярные нагреватели типа Eberspacher (рис.3)или Webasto (рис.4) для легковых автомобилей продаются по цене 600…800 USD (в зависимости от модели) и потребляют дизельное топливо в объеме 150…280 грамм за час работы.

Но зимой электромобиль имеет и очевидное преимущество – температура воздуха очень слабо влияет на запуск электромотора, т.е. вы «заведете» свой электромобиль в любой мороз.

 

Зарядные станции

Но даже летом на электромобиле далеко за город не уедешь, поскольку зарядные станции есть только в больших населенных пунктах, да и то не во всех.

Ещё одной проблемой является длительность «заправки» электромобиля. В то время как 50 л бак бензинового автомобиля наполняется за 3…5 мин, то батарея Nissan Leaf, в лучшем случае, при использовании мощной зарядной станции, а не обычной розетки 230 В / 50 Гц, будет заряжаться более 1.5 часа.

Хотя фирмы, продающие подержанные электромобили, и утверждают, что на Украине, в настоящее время, более 1000 станций быстрой зарядки электромобилей, официально их зарегистрировано менее 600 шт. Т.е. на электромобиле можно ездить или от одной зарядной станции до другой, или радиально от одной и той же зарядной станции.

 

Стоимость ремонта и обслуживания

Стандартная батарея электромобиля имеет емкость 24 кВт, т.е. её полная зарядка, на Украине будет стоить примерно 1 USD. В теплое время года этого хватит для пробега около 100 км. Т.е. полностью заряженной батареи для киевлянина который ездит в режиме «дом – работа – дом» и который живет, например, на массиве Нивки, а работает в центре, хватит на несколько дней. Ещё одно достоинство электромобиля – это то, что когда он стоит в пробках то его тяговый двигатель не потребляет электроэнергию, чего нельзя сказать о потреблении топлива автомобилями с ДВС.

В режиме «дом – работа – дом» и небольших ежедневных пробегах, электромобиль выгоднее чем автомобиль с ДВС, даже когда последний работает на самом дешевом топливе, т.е. на газе. Так пробег 150 км в неделю дизельного автомобиля С класса с объемом двигателя 1,4 л обойдется примерно в 6-7 USD. Для автомобиля с бензиновым ДВС, цифры будут еще больше.

В украинских реалиях, как впрочем, и в других странах СНГ, учитывая плачевное состояние дорог, особое внимание при обслуживании придется уделить подвеске электромобиля. К счастью для её ремонта вполне подходят детали от NissanMicra и NissanJuke и эти работы вполне можно выполнить на сертифицированных СТО. Это же касается планового обслуживания: замены тормозной жидкости, масла в гидроусилителе руля и в редукторе.

Важной особенностью электромобиля является то, что его плановые обслуживания проводятся в 2-3 раза реже (в среднем раз в 30 тыс. км), чем у автомобилей с ДВС. При этом производят диагностику аккумуляторной батареи, тягового электромотора, подвески и меняют фильтр салона. Из-за того, что в электромобилях при торможении используется система рекуперации энергии, тормозные колодки у них изнашиваются слабее, чем у автомобилей с ДВС. В итоге средне годовые расходы на плановое обслуживание электромобиля составляют около 40 USD в год, а это очень небольшая сумма.

 

Итоги

Как видим, в настоящее время, на Украине для владельцев электромобилей существует целый ряд проблем. К тому же электромобиль до сих пор является дорогостоящей и капризной игрушкой требующей постоянного внимания к уровню заряда его АКБ. Все разговоры продавцов о том, что его высокая цена окупается небольшими эксплуатационными расходами, являются лишь рекламным ходом.

В настоящее время стоимость владения электромобилем, по мнению международных экспертов, значительно выше, чем автомобилем с дизельным и даже с бензиновым ДВС. В значительной степени это относится и к подержанным электромобилям. Тем более, что приобретать б/у автомобиль – это в любом случае лотерея. Кто его знает, во сколько обойдется его неожиданный ремонт.

С точки зрения украинского автомобилиста значительным недостатком б/у автомобилей завезенных из США, при всех их дешевизне, является неприспособленная к плохим украинским дорогам подвеска. Т.е. расходы на её ремонт могут превысить экономию от дешевизны «заправок» электромобиля. К тому же большинство водителей ездят как по городу, так и на загородные объекты. В этом случае в семье надо, кроме электромобиля, иметь еще и автомобиль с ДВС. Ну а это уж явно чрезмерная роскошь для обедневших за последние годы украинцев. Т.е. мода модой, но решайте, так ли уж нужен вам электромобиль.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
comments powered by Disqus